В каких случаях нужна помощь детского психолога

Что происходит с нашим ребёнком? Неуправляемый, огрызается, делает всё назло. Невнимательный, плохо с учёбой, не может сосредоточиться.
Ничего не интересно, нет увлечений, всё время в телефоне.
Не знает, что хочет.
Нет друзей.
Потерялся контакт с ним.
Когда мы его упустили? В чём ошиблись?
Разбираемся с детским психологом!
Психика ребёнка развивается по этапам. На каждом из них всплывают свои сложности.
1. Младенчество (0-1 год).
Малыш активно взаимодействует с родителями, знакомится с окружающим миром, сталкивается с его правилами. Начинаются первые конфликты между «надо» и «хочу».
С 10 месяцев может появиться упрямство, протесты против требований родителей, вспышки агрессии, истерики, бросание игрушек…
Что делать нельзя?
➤ Ругать, наказывать, шлёпать. Это может сформировать у ребёнка ощущение, что мир опасен.
➤ Потакать капризам и требованиям малыша. Это приведет к эгоизму, сделает ребёнка неуправляемым.
Что делать можно?
➤ В момент конфликта приложите все усилия, чтобы отвлечь ребёнка, переключить его внимание. Потребуется всё ваше терпение и выдержка, на которые вы способны.
➤ Если запрещаете что-то – объясните, почему. Будьте последовательны: если нельзя сегодня, то нельзя и завтра, и через неделю. Это поможет ребёнку усвоить, что существуют обязательные правила.
➤ Всеми силами поощряйте самостоятельность, доверяйте выполнять простые действия под вашим контролем. Это поможет развить инициативу и активность.
2. Раннее детство (1-3 года).
Ребёнок продолжает активно изучать мир вокруг себя, копирует окружающих. Становится более самостоятельным, требует всё больше свободы. А ближе к концу этого этапа – родителям приготовиться! Их ждет первый серьёзный кризис – кризис трёх лет у малыша.
К этому моменту ребёнок начинает чувствовать свою автономность. Идёт отделение от родителей. Осознание: я есть! Я сам! Я могу! Я хочу и делаю!
Это рождает важнейшую способность действовать, добиваться желаемого, реализовывать себя.
Ребёнок требует свободы и самостоятельности. Если ему не дают действовать как хочется – реагирует с обидой или агрессивно, настаивает, требует, добивается цели.
Отрицает всё, что ему предлагают взрослые. Только потому, что предложение идёт от взрослого, а не от него самого.
Протестует против всего.
Отказывается от правил и распорядка.
Не признаёт авторитет взрослых. Требует от них подчиняться его желаниям.
Что делать нельзя?
➤ Жёстко ограничивать, подавлять. Лишать самостоятельности и права голоса. Иначе в дальнейшем могут быть проблемы с активностью и инициативой. Человеку будет трудно осознавать свои желания и цели, достигать их.
➤ Внушать, доносить свои мысли ребёнку, когда у него истерика или вспышка агрессии. Он не способен ничего воспринять в этот момент. Подождите, пока он успокоится.
➤ Не согласовывать требования к ребёнку. Если мама запретила, папа не должен разрешать.
Что делать можно?
➤ Твёрдо и спокойно давайте понять: взрослые – главные. Во всех случаях. Ваше спокойствие будет успокаивать ребёнка и усилит ваш авторитет.
➤ Говорите с ребёнком на равных. Не сюсюкайте. Так он лучше поймёт вас и отнесётся к вашим словам более серьёзно.
➤ Как можно чаще говорите ребёнку, что он уже большой, многое может. Подтверждайте его инициативы всегда, когда это возможно и разумно. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение. Просите помочь вам в каком-нибудь деле и обязательно благодарите и хвалите его.
➤ Почаще говорите ребёнку, как вы его любите, как он дорог вам. Пусть уверенность в этом крепнет, несмотря на конфликты.
Дошкольный возраст(3-7 лет).
Развивается память, образное мышление, концентрация внимания. Ребёнок мгновенно подхватывает новые слова. Растёт потребность общаться с другими детьми, круг знакомств становится всё больше.
Это возраст, когда формируется самооценка. Окружение либо укрепляет её, либо разрушает.
К концу этого этапа, к 6-7 годам, может быть ещё один кризис – кризис детства. Детские психологи называют возраст 6-7 лет переходным. Это связано:
➤ с началом учёбы в школе
➤ и с выросшими требованиями к ребёнку. Всё чаще он слышит: «Ты уже не маленький, ты взрослый».
Ребёнок принимает эти слова как факт и начинает требовать настоящей взрослости. Предъявляет претензии, требует, чтобы с ним считались. Ему крайне важно в это время подтверждение успехов – похвала, оценка со стороны.
Если его что-то тревожит, беспокоит – он может скрывать это от родителей, боясь показаться маленьким.
Что делать нельзя?
➤ Хвалить слишком много или ругать по любому поводу. Должна сформироваться здоровая, уравновешенная самооценка и самоценность.
➤ Контролировать всегда и во всём. В 6-7 лет ребёнок способен решить часть своих проблем самостоятельно. Давайте ему такую возможность.
Что делать можно?
➤ Обязательно объясните, что общение со взрослыми и общение с другими детьми очень отличаются.
➤ Будьте внимательны к настроению ребёнка, к его внутреннему состоянию. Он должен чувствовать, что вы его понимаете. Готовы помочь ему, если необходимо. Готовы его слушать, подсказать. Создавайте доверие.
Младший школьный возраст (7-11 лет).
Ребёнок стремится к самоутверждению среди других детей. Для него по-прежнему важно признание его успехов, уважение к нему.
Развивается логика. Ребёнок начинает видеть причинно-следственные связи. Появляется ответственность за свои действия.
Что может пойти не так на этом этапе?
➤ Неудачи в общении. Могут не складываться отношения со сверстниками. Тогда ребёнок уходит в интернет, в компьютерные игры, «залипает» в телефоне. Он ищет там понимания и признания своих достижений.
➤ Не даётся учёба, ребёнок не понимает материал. Неудачи снижают мотивацию и веру в себя.
Что делать нельзя?
➤ Требования и запреты не приведут к нужному результату, а только вызовут протестное поведение. Нужно искать причины происходящего и устранять их.
Что делать можно?
➤ По конфликтам в школе поговорить с ребёнком. Узнать детали. Подумать вместе, как можно улучшить отношения с одноклассниками. В этом может помочь консультация детского психолога.
➤ Реальная жизнь должна стать интереснее телефона, компьютерных игр и соцсетей. Подумайте, чем можно предложить ребёнку заполнить её.
➤ Выяснить, что и почему не даётся в учёбе. Как объяснить непонятное? Как найти в неинтересном – интересное? Это тоже можно прояснить с детским психологом.
Подростковый возраст (11-16 лет).
Один из сложнейших этапов. Идут серьёзные изменения в физиологии, в сознании, в поведении, в общении. На первом плане – эмоциональное общение со сверстниками, независимость от мнения взрослых. Подросток противопоставляет себя взрослым, относится к ним критически. Ведёт себя провокационно. Эмоционально нестабилен. Это период полового созревания и начала отделения от родительской семьи. При этом подросток остаётся уязвимым, нуждается в поддержке и защите, хоть и отрицает это. Идёт серьёзный внутренний конфликт.
С чем есть риск столкнуться?
➤ Истерики
➤ Нежелание учиться
➤ Агрессивность
➤ Неврозы, тики, фобии
➤ Расстройства психики
➤ Депрессивные состояния, мысли о суициде, самоповреждение (селфхарм)
➤ Курение, алкоголь
➤ Воровство
➤ Рискованное поведение.
Что делать нельзя?
➤ Кричать, упрекать, оскорблять. Прямое противостояние не решит проблему, а только усугубит ее.
➤ Устанавливать гиперопеку, жесткие рамки
➤ Обесценивать мнение и переживания подростка, считать их чем-то незначительным.
Что делать можно?
➤ Переходный возраст – это поиск себя, стремление к независимости. Подросток ждёт понимания и уважения к себе. Дайте ему это.
➤ Создайте атмосферу доверия. Интересуйтесь жизнью подростка. Слушайте его внимательно. Не перебивайте и не критикуйте. Пробуйте понять, что он хочет. Обсуждайте с ним, как он может получить желаемое.
➤ Устанавливайте чёткие границы – обоснованные и справедливые. Обязательно обсудите их с подростком. Он должен не просто подчиниться, а согласиться с тем, что эти правила важны.
➤ Поддерживайте и поощряйте конструктивные увлечения подростка. Хвалите даже за небольшие достижения. Для подростков очень важно, когда верят в их силы.
➤ Старайтесь проводить время с подростком, даже если вы очень заняты. Выбирайте занятия, которые одинаково интересны и вам, и ему. Это создаёт близость и атмосферу доверия. Это могут быть совместные поездки, игры, кино, доверительные разговоры. Как вы думаете, что ещё может быть в этом списке?
➤ Не забывайте о своих потребностях. Находите достаточно времени для своего восстановления и отдыха.
➤ Обращайте внимание на тревожные «звоночки», когда поведение подростка меняется. Если появились признаки депрессии, апатии, тревоги, другие непривычные проявления – аккуратно выясните причину. Не ждите, что это пройдёт само.
Если подросток не идёт на контакт – может помочь детский психолог.
Пишите мне, приходите на консультацию. Очные занятия как детский психолог я веду в городе Пушкино. Если вам нужен детский психолог в Королёве, детский психолог в Мытищах, детский психолог в Ивантеевке – тоже можно обратиться ко мне.
Всё можно исправить, даже если контакт с ребёнком потерян. Я обязательно помогу вам!
Дмитрий Мыскин, психолог.