Мотивация деньгами: стоит ли платить ребëнку за хорошие оценки.
Моя статья в газете “О финансах и не только”.
Был приглашён как психолог-эксперт.
Ребёнок терпеть не может школу, уроки, учителей.
На уроках мало того что сам не занимается – еще отвлекает одноклассников.
Учителя жалуются.
Домашние задания сам не делает, только под давлением.
Он способный, просто не хочет, не стремится, скучно, лень.
Пробовали всё. Объясняли, наказывали за плохие оценки, лишали смартфона, развлечений. Но толку мало.
Нет понимания, что делать. Можно ли мотивировать чем-то материальным? Дорогие покупки, деньги? Не испортит ли это его?
Давайте разберёмся, какие бывают виды мотивации в учёбе.
Есть внутренняя мотивация и внешняя.
В норме они присутствуют обе. Главная – внутренняя.
Внутренняя мотивация – это интерес к самому процессу учёбы. Нравится получать, запоминать и понимать новую информацию.
В идеале процесс воспитания ребенка должен подводить его к внутренней мотивации учиться. Но это происходит не всегда.
В этом случае больше задействуется внешняя мотивация.
Внешняя мотивация – это оценки, похвала или страх перед наказанием. Позитивное или негативное подкрепление нужного поведения. Кнут и пряник.
Позитивные подкрепления работают лучше, чем негативные.
Один из типов позитивных подкреплений – жетонная система. Т.е. ребенок получает какое-то поощрение, бонус за желательное поведение.
За хорошую учёбу – покупка смартфона или ноутбука, поездка и т.п. Это широко применяется.
В том числе в качестве поощрительного «жетона» можно использовать и деньги. Это приучает ребёнка к принципу зарплаты. Сделал хорошо работу – получил финансовое вознаграждение.
Если ребёнок учится плохо, можно ввести денежные поощрения за каждую хорошую отметку или сданный зачёт у студентов.
Сначала это делать регулярно, чтобы дать втянуться в учебный процесс. Затем постепенно снижать частоту таких поощрений, чтобы сформировать ментальную привычку учиться самому. Перейти на внутреннюю мотивацию.
Итоговая цель – не выплачивать «зарплату», а сделать учебный процесс привычным.
Обязательно разбавлять денежные поощрения социальными, игровыми, вкусовыми, чтобы не получилось, что родители покупают за деньги хорошую учебу у ребёнка.
Если детей несколько, то можно сделать конкурс, состязание.
Гораздо больше, чем деньги, ребёнку нужно внимание, ощущение победы, эмоциональный контакт. Особенно в младших и средних классах.
Поэтому чем младше ребёнок, тем меньше используем деньги – в этом возрасте они не очень эффективны.
В старших классах, колледже, университете можно применять деньги чаще.
Если вы поощряете ребёнка деньгами – дайте ему потратить их так, как он захочет. Но обязательно следите, чтобы это не были наркотики, сигареты и т.п.
Какие риски есть при финансовом поощрении?
➤ Деньги могут быть слишком сильной мотивацией. Если ребёнок не получает нужную оценку – это может вызывать у него сильную тревожность. Он может требовать хорошую оценку от учителя, паниковать, истерить. Опасаясь не получить нужную ему сумму от родителей.
➤ Деньги могут стать главной мотивацией. Это может улучшить оценки, но ослабит творческое мышление и креативность. Будет интереснее момент завершения работы, чем сам процесс.
Во всех случаях нужно понимать: если приходится стимулировать ребёнка только внешними способами, покупками, деньгами, то в семье что-то не так.
Нужно уделить внимание вопросу: почему ваш ребёнок учится только за деньги.
Поищите дополнительные способы мотивации.
➤ Дайте больше любви, внимания, понимания, признания успехов ребёнка. Поощряйте даже небольшие достижения.
➤ Вносите в процесс учебы и выполнения домашнего задания игровые элементы.
➤ Вместе поищите интересное в скучных заданиях. Можно смотреть с ребёнком познавательные фильмы, обсуждать интересные темы, ставить эксперименты, применять школьные знания в обычной жизни.
➤ Научите организовывать своё время. Вместе сделайте распорядок дня, недели. Чётко обозначьте время обязательных занятий и отдыха.
Если сами не справляетесь, то обратитесь к хорошему детскому психологу за помощью.
Я буду рад вам помочь очно, если вам нужен детский психолог в Москве, детский психолог в Пушкино, детский психолог в Королёве, детский психолог в Мытищах, детский психолог в Ивантеевке.
Психологи рекомендуют очные занятия с детьми до 16 лет.
С 16 лет можно заниматься с психологом онлайн.
Пишите, звоните мне. Я обязательно помогу вам!
Дмитрий Мыскин, психолог.
🔗Ссылка на статью в газете “О финансах и не только”
